железная дорогая охрана железная дорогая
охрана железнодорожного транспорта
Ведомственная охрана ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ"
филиал НА ГОРЬКОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
филиал на ГЖД филиал на ГЖД
ГЖД
охрана грузов

 

 

Краткая историческая справка

Первые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к 30-м годам 19 века. Всю линию Москва-Н.Новгород поделили на два отделения : 1-е отделение- участок от Москвы до Владимира и 2-е отделение- Владимир-Н.Новгород. Строительные работы на Московско-Нижегородской железной дороге начались на участке Москва-Владимир в первой половине мая 1858 года. На участке Владимир-Н.Новгород широко развернулось строительство только с весны 1859 года.

Официальное открытие движения поездов на протяжении 177 верст от Москвы до Владимира состоялось летом 1861 года.  1 августа 1862 года было открыто движение на всем протяжении Московско-Нижегородской железной дороги. Первый поезд уходил из Нижнего торжественно.

Московско-Нижегородская железная дорога была пятой  по счету линией страны, уступающей по своей протяженности лишь Николаевской дороге.

Ввод в эксплуатацию Московско-Нижегородской дороги явился большим событием в экономической жизни страны. Эта линия была первой железной дорогой, соединившей европейскую часть России с ее восточными районами.

Товары по Нижегородской дороге шли самые разнообразные. В отчете за 1880 год упоминаются 776 наименований грузов. Среди них- дерево, железо, изделия из него, кирпич, кожи, лен, крупы, полотно, парусина, пшеница, мука, рыба, алебастр, хлопок, холст, нефть, керосин и другие. Основной поток грузов устремлялся к Москве, которая превратилась в самый мощный узел железных дорог. Постройка Московско-Нижегородской магистрали была важным событием не только для Нижнего Новгорода. Новая линия России дала толчок для совершенствования транспортного сообщения в близлежащих губерниях.

В 1869 году впервые встал вопрос о соединении Мурома с Московской - Нижегородской железной дорогой.  Строительные работы начались в 1874 году и продолжались пять лет. 14 января 1880 года- начата эксплуатация Муромской железной дороги на всем ее протяжении, которое состояло из 6 станций: Ковров, Соколово, Озеро, Селиваново, Климово, Муром.

В 1869 году постоянной железнодорожной комиссией при Казанской земской управе решался вопрос соединения Казани с Центром страны железной дорогой. В сентябре 1885 состоялось высочайшее повеление о производстве технических изысканий по этому направлению, а в июле следующего года министром путей сообщения было заявлено, что сооружение Казанско-Муромской железной дороги поставлено на первую очередь. Но лишь в феврале 1891 года предложение о соединении Казани с общей сетью железных дороги поддержали министры финансов и путей сообщения.

Мост

 

В 1897 году после ввода в эксплуатацию Московско-Казанской дороги возник вопрос о сооружении новой линии: от Нижнего Новгорода через города Арзамас и Лукоянов до станции Ромоданово протяжением 284 версты (позднее станция Ромоданово называлась Тимирязево, ныне- Красный Узел). К строительству линии приступили в апреле 1900 года. 

В 1911 году начато строительство дороги Москва-Муром-Казань-Красноуфимск-Екатеринбург. За время первой мировой войны общество Московско-Казанской дороги практически не вело строительство новых линий. Участки Арзамас-Канаш и Юдино-Дружинино, постройка которых началась перед войной, были сданы в эксплуатацию уже в советское время, первый- в 1918-м, второй- в 1919 году.

 С 1921г. по 1936г.  участок обслуживания (в нынешних границах Горьковской железной дороги) был разделён между Московско-Казанской железной дорогой (Южный ход) и Московско-Нижегородской железной дорогой (Северный ход). Формирования военизированной охраны строились по принципу территориальности во главе них стояли начальники районов охраны.

Чтобы приблизить оперативно-техническое руководство к низовым звеньям транспорта 14 мая 1936 года приказом НКПС № 62/Ц были созданы Горьковская и Казанская железные дороги.

Отдел военизированной охраны Горьковской железной дороги создан 25 июня 1936 года приказом начальника Горьковской железной дороги № 7. Штат отдела составлял 14 чел.

Горьковский  и Кировский отряды военизированной охраны созданы приказом отдела военизированной охраны 25 июня 1936 года №  1/ НО.
Казанский отряд военизированной охраны создан приказом начальника Казанской железной дороги  23 июня 1936 года № 2.

Муромский отряд военизированной охраны создан в результате разукрупнения Казанского отряда 26 сентября 1936 года приказом начальника Казанской железной дороги № 93.

Ижевский отряд военизированной охраны создан приказом отдела военизированной охраны Горьковской железной дороги 1 февраля 1971 года № 14.

В 1936-1941гг. шел активный процесс поиска оптимальной структуры охраны дороги.

С 13.08.1939 г. отдел стрелковой охраны стал называться отделом военизированной охраны. Рядовые стрелки на петлицах носили технические значки и цифру «8», которая означала номер Горьковской ж.д. по списку НКПС.

С началом Великой Отечественной войны структура ведомственной охраны претерпела значительные изменения. От охраны требовалась более высокая бдительность при охране объектов железнодорожного транспорта и перевозимых к фронту грузов, обеспечение надёжной пожарной защиты. В октябре 1941г. когда фашистские войска начали наступление на Москву, начались массированные бомбардировки оборонных предприятий. Направление ударов бомбардировщики строили по железнодорожным путям, по скоплению грузов на станциях, железнодорожным мостам. 8 декабря 1941г. бомбовый удар с воздуха пришелся на железнодорожный мост через реку Клязьма в районе города Коврова. Во время бомбардировки погибли стрелки Александр Дубенко и Прохор Худяков. Память о погибших бойцах и место их захоронения в запретной зоне моста находится под бережным вниманием работников команды по охране искусственного сооружения.

В начале 1942г. личный состав был мобилизован, стрелковая охрана реорганизована,  и в составе отрядов передана в войска НКВД. Ещё в июле 1941г. Политуправление НКПС специальным указанием поддержало инициативу о создании комсомольско-молодежных взводов. Выполняя потребности фронта, на Горьковской дороге создаются новые подразделения так 24.02.42г. по распоряжению Государственного Комитета Обороны на станции Сергач была создана стрелковая команда по охране склада топлива, вещевого и товарного склада, предназначенных накапливать грузы фронта, численностью около ста человек, почти полностью состоявших из девушек по комсомольскому призыву. Приказом НКПС начальником команды назначен Михаил Маркович Спода, его заместителем по политической части назначен Клим Максимович Бараматов, начальниками отделений назначены Пугачев Д.В. и Дюбин Н.В., присланные с фронта после ранений. В 1943г. на должность заместителя по политической части назначена Бакалдина Александра Петровна, закончившая ШУКС. В это же время, когда все усилия страны были направлены на отражение  внешнего врага, при отражении бандитского нападения на склады погибла стрелок команды Анна Крайнова.

В 1946г. стрелковая охрана (охрана грузов) выведена из состава НКВД и вновь передана в состав НКПС, а в 1951г. в МПС передана и стрелковая охрана по охране объектов первой категории - мостов, тоннелей, виадуков.

В 1961г. , с объединением Горьковской и Казанской железных дорог, в отдел ведомственной охраны на Горьковской железной дороге к имеющимся Владимирскому, Горьковскому и Кировскому отрядам, добавились Муромский, Казанский и Агрызский (с 1971г. – Ижевский) отряды.

В 1992г. отдел военизированной охраны реорганизован в службу военизированной охраны дороги.

В 2001г. военизированная охрана дороги переименована в ведомственную охрану.

С 1 августа 2003г. на базе службы ведомственной охраны создан филиал федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана МПС Российской Федерации» (с 1 июня 2006г. «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации») на Горьковской железной дороге, со структурными подразделениями – отрядами ведомственной охраны – Муромским, Горьковским, Кировским, Казанским, Ижевским и Владимирским (реорганизован в 2008г. путем присоединения к Горьковскому отряду)Горьковская дорога связывает Центральный, Северо-Западный и Северный районы России с Поволжьем, Уралом и Сибирью. Дорога обслуживает транспортными перевозками 6 республик в составе Российской Федерации (Мордовию, Чувашию, Татарстан, Марий-Эл, Башкирию, Удмуртию), и 9 областей (Московскую, Владимирскую, Нижегородскую, Кировскую, Пермскую, Екатеринбургскую, Вологодскую, Рязанскую, Ульяновскую). Услугами дороги пользуются 205 административно-территориальных районов, где проживает более 14 миллионов человек. В состав дороги входит   370 станций, в том числе 4 крупных сортировочных, 22 локомотивных и вагонных депо, 26 дистанций пути, 13 путевых машинных станций, 7 дистанций сигнализации и связи, 8 дистанций электроснабжения и 4 дистанции погрузоразгрузочных работ.

Горьковская железная дорога является одной из наиболее оснащенных железных дорог Российской Федерации. Основные производственные фонды дороги составляют более 1 млрд. долларов. Горьковская железная дорога характеризуется динамичным ростом объёма перевозок. 

Главными задачами филиала ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской железной дороге остаются задачи по обеспечению сохранности перевозимых грузов на участке обслуживания, защита охраняемых объектов дороги от противоправных посягательств, предупреждение и защита объектов дороги от пожаров.

Филиал ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской железной дороге сегодня – это около пяти тысяч квалифицированных работников, 30 стрелковых подразделения, 23 подразделения по охране искусственных сооружений, 26 пожарных поездов. Работники филиала осуществляют охрану более 120 наиболее значимых объектов Горьковской ж.д.

В филиале ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской железной дороге ежесуточно на сопровождении поездов и охране объектов задействованы более 140 человек. 

В конце 60-х годов ХХ века одним из основных  показателей работы ведомственной охраны являлось количество сопровожденных поездов. Чтобы обеспечить полную сохранность перевозимых грузов, увеличить процент сопровождения поездов в 70-е годы развернулось социалистическое соревнование за улучшение организации и несения службы, внедрение новых форм и методов работы. Приняла участие в этом соревновании и военизированная охрана Горьковской ж.д. При охране грузов в пути следования стали применяться пикеты, автотракторная техника стала охраняться с помощью разъездных собак. Одними из лучших проводников служебных собак в то время умело применявших сопровождение поездов с собаками на Горьковской дороге признаны работники Кировского отряда П.А.Ардашев, Н.П. Пестов (собака по кличке Дикарь), начальник команды служебного собаководства Горьковского отряда Н.К.Копнин.

В 1974 году на ст. Юдино была введена в действие электронно-вычислительная машина «Наири», заменённая в 1982 году на ЭВМ нового поколения  «ЕС-1010». В подразделениях охраны ст. Юдино для связи с технической конторой  устанавливаются телетайпы, что обеспечивало работу по приёму и сдаче под охрану вагонов с номенклатурными грузами.  В дальнейшем телетайпы  были установлены в караульных помещениях военизированной охраны на ст. Красный Узел, Канаш, Алатырь и других стрелковых подразделениях расположенных на крупных узловых станциях Горьковской железной дороги.

С течением времени неоднократно расширялся перечень грузов требующих обязательного сопровождения, однако филиалом ФГП ВО ЖДТ РФ  на Горьковской железной дороге поддерживаются неизменно высоким показатели количества сопровожденных поездов с номенклатурными грузами. В 2000г. было сопровождено чуть более 100 тыс. поездов, в период 2003-2009гг. сопровождение возросло до 170 тысяч поездов  в год.

К охране грузов и объектов привлекаются 124 собаки.    По воспоминаниям Георгия Степановича Дерябина автора книги «Охрана стальных магистралей» во второй половине 30-х годов на станции Арзамас 1, тогда еще Казанской железной дороги своими розыскными качествами блистала собака по кличке Альфа, имевшая на своем счету много раскрытых по горячим следам хищений грузов. Именно она положила начало широкому развитию применения служебных собак в розыскных мероприятиях на Горьковской железной дороге.  Сейчас на питомниках Горьковской железной дороги содержатся 26 розыскных собак. Две собаки: Зая (Муромский отряд, начальник команды служебного собаководства Яковлева Ю.В.), «Тайсон» (Ижевский отряд начальник команды служебного собаководства Никольских А.В.) прошли курсы тренировок и работают на поиск взрывчатых веществ. Зая и Тайсон активно используются не только на ж.д. объектах к их помощи активно прибегают силовые структуры при проверках мест массового пребывания людей на концертах, митингах, в аэропортах. В конце 60-х годов ХХ века инициатива по созданию объединенных подвижных групп оперативных групп (ОПОГ) созданных на Ю-Уральской железной дороге была поддержана на Горьковской железной дороге. С 1972 года начался  новый этап совместной работы военизированной охраны и железнодорожной милиции. С выходом в свет приказа МПС и МВД №15/Ц/СП/123 началось формирование и работа совместных специализированных групп (ССГ).         Одним примеров оперативной работы являются действия оперативной группы стрелковой команды на станции Канаш Казанского отряда. Летом 1993г. оперативной группой в составе Степанова Н.С. и Павлова Ю.С. проводился осмотр перегонов участка обслуживания команды. По переданной оперативной информации с соседней станции в составе поезда был обнаружен вскрытый контейнер. На 712 км. участка Канаш-Свяжск на насыпи ими были обнаружены следы волочения в сторону лесопосадки. Обследовав лесопосадку, работниками оперативной группы выявлен сначала один схрон, где находились два квадрацикла  «Yamaha», затем второй схрон с шестью спортивными велосипедами. К местам обнаружения схронов по средствам связи были вызваны дополнительные силы. Однако расхитители появились ещё до прибытия дополнительных сил. В непосредственной близости от засады на краю лесополосы остановился КАМАЗ, к схронам направились трое молодых людей. При осуществлении погрузки награбленного расхитители были задержаны. В ходе задержания оперативникам пришлось произвести предупредительный выстрел в воздух. Общая сумма похищенного составила более 800 тыс. рублей. Задержанными оказались члены преступной группировки города Казани. В настоящее время Павлов Юрий Сергеевич продолжает работать в должности начальника ССГ – заместителя начальника стрелковой команды станции Канаш. В 1995г. по заказу УВО МПС ЦНИИТЭИ МПС был снят документальный фильм об обеспечении сохранности перевозимых грузов Казанским отрядом военизированной охраны.  

В настоящее время в составе филиала ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской железной дороге функционирует 26 пожарных поездов с численностью более  600 человек, из них 6 специализированных поездов 1-й категории, расположенных на ст. Муром, Н.Новгород-Сортировочный, Лянгасово, Канаш, Юдино, Агрыз, 20 пожарных поездов 2-ой категории, рсположенных на ст. Арзамас, Сергач, Красный Узел, Тумская, Владимир, Ковров, Сухобезводное, Зелецино, Шахунья, Котельнич, Зуевка, Балезино, Шлаковая, Мураши, Пинюг, Вятские Поляны, Йошкар-Ола, Ижевск, Янаул и Красноуфимск. 

У каждого поезда тоже есть своя история.  В Казанском отряде в 1936г. созданы: пожарная команда с пожарным поездом на ст. Юдино, пожарная команда Канашского  вагоно-ремонтного завода, пожарная команда Алатырского паровозоремонтного завода с пожарным поездом, пожарные поезда на станциях Казань, Канаш, Йошкар-Ола. На вооружении пожарных команд состояли пожарные автомобили ГАЗ-АА, АМО-Ф-15 которые могли развивать скорость до  80 км/час, Имели  бак с водой 146  литров, центробежный насос Д-20, в комплект входили выкидные и всасывающие рукава,  лестницы и другое оснащение. Боевой расчёт до восьми человек  размещался на боковых открытых  скамьях.

А вот пожарный поезд станции Красный Узел поставлен в боевой расчет 15 сентября 1942г., основной задачей которого стало обеспечение пожарной безопасности на крупном железнодорожном узле в том числе в условиях авиационных налетов. Согласно техническому паспорту в составе поезда находились два крытых вагона: один для хранения запаса воды (две емкости по пять тонн) и установки пожарных агрегатов, второй для личного состава и инвентаря. Отопление вагона было печное. Оборудовался вагон по станции Муром паровым насосом «Вортингтон», работающим  от паровоза, мотопомпой сельскохозяйственного типа завода «Промет».

В 1943г. от фашистов была освобождена часть железных дорог, было принято Постановление СНК и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецких оккупантов». Согласно приказа начальника Казанской железной дороги №8/с/9 от 11.02.43 г. 15 февраля 1943г. пожарный поезд ст. Казань с полным оборудованием и личным составом в количестве 12 человек, в том числе 7 мужчин и 5 женщин, был откомандирован на Московско-Донбасскую железную дорогу. В августе 1943 года на Калининскую  железную дорогу был отправлен пожарный поезд ст. Вятские Поляны с  оборудованием и личным составом. В отряде на место убывших поездов силами личного состава оборудовались и ставились в боевой расчёт новые поезда. Уже в марте 1944г.,  под руководством Степана Трофимовича Крылова был сформирован пожарный поезд  на ст. Казань, куда были приписаны  пять работников  пожарной команды ст. Юдино.

Сейчас на вооружении пожарных поездов имеется самое современное пожарно-техническое вооружение и оборудование, позволяющее проводить самые сложные работы по тушению пожаров и  перекачке опасных грузов из неисправных цистерн в исправные.
В период 1992 – 1993 г.г. на Горьковской ж. д. неоднократно возникали случаи аварийных ситуаций связанных с утечкой опасных грузов.
В целях решения вопросов безопасности, предупреждения аварийных ситуаций с опасными грузами, совершенствования порядка ликвидации  и локализации последствий утечек опасных грузов из подвижного состава был издан приказ начальника Горьковской железной дороги № 33 от 3 марта 1993  года «Об организации и проведении работ по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам»

Руководствуясь данным приказом, была проведена работа по подготовке технических условий, определён разработчик и исполнитель проекта передвижной насосной станции - проектная организация «Союзхимпроект» г. Казани. Одновременно с разработкой проекта проводилась реконструкция багажного вагона под вагон – дизельэлектростанцию  в вагонном депо ст. Юдино. Реконструируемые вагоны, а также 3-и специализированные цистерны для перекачки опасных грузов были переданы на предприятие АО «Химпром» г. Новочебоксарск для производства монтажных работ и оборудования химической насосной станции.

Для создания неснижаемого запаса нейтрализующих веществ и материалов в состав поезда введена платформа с контейнерами в которых размещался запас речного песка, хлорной извести, кальцинированной соды, монохлорамина. Впоследствии платформа была заменена на крытый грузовой вагон.

Крушения грузовых поездов с опасными грузами в 1995 году на перегоне Тарталей – Каменище, в 1996 году на станции Мыслец подтвердили правильность принятого решения о системном подходе не только к ликвидации аварийной ситуации, но и к предотвращению её негативных экологических последствий.

В соответствии с утвержденной Министерством путей сообщения Российской Федерации и согласованной главным управлением ГПС МВД России программой на Горьковской железной дороге 9-10 июня 1998г. проведена Всероссийская научно-практическая конференция по ликви¬дации аварийных ситуаций (пожаров) с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. Участники конференции ознакомились с новым техническим осна¬щением пожарного поезда на станции Юдино, позволяющим помимо ту¬шения пожаров, производить перекачку легковоспламеняющихся, горю¬чих, едких и ядовитых жидкостей из неисправных (аварийных) железно¬дорожных цистерн в специализированные цистерны, входящие в состав пожарного поезда. Им была продемонстрирована  практическая работа по ликвидации аварийной ситуации.

По итогам были разработаны «Рекомендации всероссийской научно-практической конференции по ликвидации аварийных ситуаций (пожаров) с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам».

Деятельность по проверке соблюдения требований пожарной безопасности  на железнодорожном транспорте и принятию мер по результатам проверки (ведомственный пожарный надзор) осуществляет 26 старших инструкторов по пожарному надзору на 5837 стационарных объектах. В среднем в день работниками ведомственного пожарного надзора выявляется 130 нарушений правил пожарной безопасности, приостанавливается 1-2 стационарных объекта, 1 ед. тягового подвижного состава, выписывается 6 предписаний. Работники ведомственного пожарного надзора работают под девизом «Пожар легче предупредить, чем потушить».   В 2010 году 51 работник пожарных поездов принявших участие в тушении  лесных пожаров удостоены наград и поощрений правительства РФ, Министерства транспорта, Министерства по Чрезвычайным ситуациям России, Федерального агентства железнодорожного транспорта, ОАО «РЖД», Генерального директора ФГП ВО ЖДТ России, профсоюзными организациями ОАО «РЖД» и ФГП ВО ЖДТ России. К благодарности президента РФ представлен пожарный пожарного поезда станции Нижний Новгород-Сортировочный Яковенко Валерий Павлович, отличившийся при тушении верхового пожара на граница ЗАТО г.Сарова.       

Стоящие перед ведомственной охраной задачи успешно позволяет решать наличие в коллективах  опытных руководителей, специалистов и простых работников.  Более 43 % работающих в филиале имеют стаж работы в ведомственной охране более 10 лет, еще 24% работают от  5 до 10 лет. Именно опытные работники обеспечивают высокие производственные показатели в работе, решают задачи по вводу новых технологических процессов, обеспечивают успешную стажировку, прививают  практические навыки вновь принятым работникам, продолжают лучшие традиции коллективов.

Верность традициям и в то же время готовность работы в новых условиях, связанных с  происходящими изменениями в ведомственной охране и железнодорожной отрасли стали визитной карточкой многих руководителей филиала и его структурных подразделений. Более 30 лет отдали работе в ведомственной охране председатель профкома ОППО работников филиала ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской ж.д. Ганькин А.В. (в т.ч. 20 лет в должности начальника службы ведомственной охраны ГЖД), начальник Кировского отряда Суевалов Н.Ф., начальник Казанского отряда Бикмуллин И.Г.  Более 20 лет работают в ведомственной охране: первый заместитель директора филиала Хохлов Д.Ю., начальник Муромского отряда Редчиц А.П., заместитель начальника Кировского отряда по ПТЧ Батогов А.Е., заместитель начальника Казанского отряда по управлению персоналом Савельев Г.А., заместитель начальника Казанского отряда по ПТЧ Левщанов С.В. и многие другие руководители и специалисты.

1964 г тренировка личного состава
всего просмотров - 851
1964 г тренировка личного состава
 
Боевое развертывание ПП Красноуфимск
всего просмотров - 839
Боевое развертывание ПП Красноуфимск
 
Осмотр сопровождаемого груза
всего просмотров - 807
Осмотр сопровождаемого груза

 

 

 
 
 
Наши новости

03 октября 2017
  ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРОВ В ОКТЯБРЕ 2017 ГОДА!!!
02 октября 2017
  Экскурсия школьников Ромодановской школы в пожарный поезд станции Красный Узел.
Ведомственная охрана
охрана на ГЖД
Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ охрана грузов железная дорога
© ФГП ВО ЖДТ РФ на ГЖД
охрана грузов